Asia Minor 1979 "Crossing the Line"
France, Musea Records                                                        


Asia Minor - французская группа, образованная выходцами из Турции Eril Tekeli и Setrak Bakirel, расцвет деятельности которой пришелся, к сожалению, на "темную" декаду для арт-рока, поэтому группа распалась, выпустив два изумительных альбома (Crossing the Line - первый, второй, Between Flesh and Divine, выпущен в 81-м), так и оставшись в небытии на долгое время, пока интерес в 90-е к арт-року и переиздание обоих альбомов французким лейблом прог-рока Musea не сделало доступным этот коллектив для прогориентированной публики не только франции, но и всего мира.

Теперь - о музыке. Изысканные и эмоциональные, совершенно ненавязчивые мелодии с легким налетом едва уловимых восточных интонаций (два трека - на турецком, остальные - английский с сильным акцентом, но это совсем не мешает наслаждаться музыкой, даже придает какой-то особенный шарм), вкусные аранжировки, богато сдобренные пассажами гитары и флейты, то меланхолическая, задумчивая атмосфера , то вдруг взрывающаяся неожиданной быстротой и энергией динамически "проход" с противостоянием гитары и флейты, музыка разнообразна, чтобы не наскучить, и недостаточно эклектична, чтобы сделать альбом набором бессвязных композиций.

Влияние классиков жанра довольно велико, вот только определить - кто конкретно весьма проблематично. Весьма самобытна музыка у Малой Азии. Едва уловимые мотивы Genesis, Camel и Jethro Tull (наверное за счет похожего звучания флейты, наложившем отпечаток на саунд) не дают возможность говорить об очевидном влиянии одного коллектива (как это имеет место с хронологически близкими им Marillion). Музыка не является профанацией классического артрокового наследия, по пути которого пошло большинство как титанов жанра, так и вновь родившихся групп. И слава Богу!  

 

Horizont 1985 "Summer Town"
Russia, Boheme Music                                       


Гениальная ниженовгородская группа, создавшая не только два прекрасных альбома, но и свой уникальный стиль, являющийся чем-то средним между красочнотью и сказочной красотой Camel, вязью Yes и безумным авангардом RIO-команд вроде Univers Zero или Henry Cow.

Первый опус команды - Летний город, состоящий из трех длинных треков. Два первых - симфо-рок в лучших традициях артроковых команд 70-х - торжественная и живая Cнежки, свежая и призрачная Чакона. Третий трек - авангардная пьеса, довольно неожиданно диссонирующая с первой половиной альбома, мрачная и эклектичная, не вызывающая в памяти прямых ассоциаций. Группа не осталась в рамках клише рока, пошла дальше и создала свой уникальный стиль, который стоит ближе всего к авангардно-неоклассическому Rock in Opposition.

Уникальный альбом! Must have! 

 

Horizont 1989 "Portrait of the Boy"
Russia, Boheme Music                                                      


Вполне логичное продолжение концепции первого альбома. Заглавная Портрет мальчика - этакий экстравагантный электронный RIO, мрачный и безрадостный. Альбом начинается с мощной басовой партии , повторяющей три ноты на протяжении минут шести, и клавишно-гитарных пассажей в унисон на этом фоне. Затем собственно пропадает всякая структурированность музыки, начинается некое безумство электронно-экспериментальных импровизаций, переплетающихся и сменяющих друг друга, затем перейдя в агрессивную почти хардроковую эпитафию :) . Остальные композиции не менее интересны, но они куда менее авангардны и экспериментальны. В целом звучание альбома, благодаря использованию электронных инструментов, абсолютно уникально! Остается лишь сожалеть, что, похоже, не сохранилось до наших дней других записей этого коллектива.

Вердикт - безусловно шедевр, но очень весьма сложный для восприятия альбом.

 

David Cross 1997 "Exiles"
UK, Purple Pyramid                            


Не для кого не секрет, что пожалуй, из всех музыкантов Crimson Family именно Кросс, один из основных соавторов Фриппа на альбомах 72-74 годов, единственный продолжает играть музыку и звучанием, и духом, и настроением близкую к Кримсон указанного периода (периода апогея их творчества, мо моему мнению). И вот, наконец, Кросс выдал альбом, являющийся прямым продолжением чудесной трилогии - Starless..., Larks' Tongues... и Red, причем название альбома позаимствовано из одноименного трека на Larks' Tongues in Aspic, альбома, наполовину написанного самим Кроссом(в соавторстве с Фриппом и остальными участниками). Заглавная вещь этого шедевра (это уже об, собственно, Exiles) - ремикс, если можно так выразиться, той самой Exiles, только представленный в ином свете. Если оригинал - утонченная и мягкая пьеса, то здесь - мощная, по-кроссовски агрессивная и напористая версия, что-то приобретшая от оригинала, что-то потерявшая. И поет на ней все тот же Веттон.

Дальше - мощная и тяжелая, почти металлическая Tonk, замечательно спетая небезызвестным Хэммиллом :) Затем идет самый интересный и красивый на диске (имхо) материал - великолепные инструменталы, экспрессивные и динамичные, вызывающие почти дежа-вю и ностальгию по старым добрым 70-м и временам расцвета классического арта :).Но нет, здесь нет ни ноты плагиата! Есть на альбоме и призрачно-воздушные саундскейпы (Фриппа, естественно, благо на трех вещах на гитаре он отыграл) в дуэте с Кроссом - вполне логичное продолжение Trio с Starless and Bible Black...

В общем любое творение Кросса со товарищи заслуживает пристального внимания поклонников прогрессивного рока! Тем боле сейчас, во время массового интереса к данному виду искусства сей ветеран прогсцены даст много очков вперед многим молодым музыкантам и группам... 

 

Marillion 2001 "Anoraknophobia"
UK, Intact Records                                                                  


Что и говорить, некогда величайшая группа неопрогрессива к началу тысячеления деградировала настолько, что скатилась от арт-рока до банального мэйнстрима. Этот альбом - не исключение, громадного качественного скачка по сравнению с предыдущими двумя произведениями не наблюдается. Однако даже в таком, малоприятном для многих былых поклонников, обличье, мариллионовцы не утратили своего таланта в области мелодизма и аранжировок. Хотя некоторые вещи откровенно противно слушать, тут есть настоящие перлы. Это - не прогрессив, но какие неожиданные сюрпризы приносят Marillion в каждом новом своем альбоме! В предыдущем 1999-го года - это были последние две композиции, здесь же, ровно наоборот - первые две.

Жаль только, что самоповторений и самопародирования предостаточно. И ребята не потеряли чувства юмора...

 

Univers Zero 1999 "the Hard Quest"
Belgium, Cuneiform Records                                               


Взяли да и реформировались после 12 лет молчания эти легендарные бельгийцы. Результат - очередной шедевр! Нет, уже давно их музыка перестала быть едкой и мрачной, да и камерная симфоника осталась в том объеме, что была еще на Uzed, без электронных интонаций. Музыка альбома - светлая, загадочная и вдохновенная, хорошо гармонирует с изображением на обложке альбома. :) Присутствует атмосфера чего-то таинственного, восточные интонации пронизывают многие вещи, например заглавную Vieux-Manants. Темы альбома сменяются весьма динамично, достигая в апогее некоторого единства и совершенства формы в великолепной и торжественной Xenantaya, завершаясь спокойным и размеренным финалом L'oubli. Великолепный альбом.  

 

Volapuk 1997 "Slang!"
France, Cuneiform Records   


Volapuk - французы, и представляют они совершенно оригинальную музыку, не вписывающуюся ни в какие рамки, поэтому совершенно естественно отнесенную к такому всеобъемлющему жанру как РИО. Самое главное у них - совершенно своеобразное звучание - пассажи виолончели на основе ритм секции из ударных и басс-кларнета. Звучит это местами очень зловеще, но при этом с некой дьявольской иронией. Есть и "нормальные" (относительно :) композиции - например, красивейшая, и несколько печальная Les Enfants De La Guerre, есть - авангардные пьесы со свободными импровизациями, а есть даже вальс и шансон (в экстравагантном исполнении, конечно). В общем звучит и слушается все это - замечательно! Кстати поют они не на воляпюк (и при этом очень мало), так что опасаться тут нечего.

Сайт управляется системой uCoz