5 сентября 2002 г., клуб "Проект О.Г.И.", Samla Mammas Manna

Из беседы с гитаристом группы Coste Apetrea:

- Косте, если посмотреть назад на то, что было в 70-х, почему Вы покинули Samla Mammas Manna после альбома "Snorungarnas Symfoni" в 1976 г.?

- В то время я хотел играть не совсем такую музыку, которую играли тогда SMM. Скорее я хотел продвигаться в более "роковом" направлении. После ухода из SMM я играл вместе с Jukka Tolonen (финский гитарист, экс-Tasavallan Presidenti), и это был весьма успешный состав, у нас было много концертов, мы выступали перед довольно большими аудиториями… Я также играл и с другими музыкантами в то время.

- Помимо прочего, насколько я знаю, вы принимали участие в записи одного из альбомов Грегори Аллана Фитцпатрика (Gregory Allan Fitzpatrick, автор музыки на "Snorungarnas Symfoni") ?

- Да, это действительно так.

- На "Snorungarnas Symfoni" в составе группы был саксофонист Artan Wallander. Он имеет какое-то отношение к саксофонисту Ulf'a Wallander'a, который записывался на альбомах The Flower Kings, может быть, это его родственник?

- Это один и тот же человек (улыбается).

- А разные имена?

- Тут все просто, Artan - это был его псевдоним, а настоящее его имя - Ulf.

- Какую музыку предпочитаете слушать вы и остальные участники SMM, какие группы вам нравятся?

- Ну, мы все слушаем разную музыку. Например, Ларс (Холлмер) - он по уши в прогрессивном роке (смеется), а мне нравится совершенно разная музыка. И это не только рок, например, я могу с удовольствием слушать и классическую музыку… Кроме того, многое зависит от того, с кем я играю в данный момент. Например, если с кем-то мы играем более тяжелый рок, то и я начинаю больше слушать что-то подобное, и так далее.

- Кстати, вы могли бы выделить кого-то из современных шведских прогрессивных групп? Я имею в виду не группы, которые, как SMM, начинали играть еще в 70-е, а более молодые составы. Есть ли среди них те, которых вы могли бы назвать интересными группами или группами, на которые стоит обратить внимание?

- Есть очень хорошие современные группы, которые играют тяжелую музыку. Например, я бы выделил такую группу, как Meshuggah, у них очень тяжелая музыка… знаете, многие прогрессивные группы сейчас идут в музыке привычной дорогой, повторяют то, что было до них. Но Meshuggah мне нравятся, им действительно удалось создать в музыке что-то нестандартное, оригинальное. Если же говорить не только о прогрессивном роке, надо сказать, что в Швеции есть и много интересных джазовых коллективов. В нашей стране вообще очень трепетно относятся к джазу. Кроме того, у нас немало хороших музыкантов, которые играют музыку, близкую к world music или чему-то подобному.

- Я знаю два сайд-проекта участников Ensemble Nimbus (группа, в которой участвует Hasse Bruniusson, экс-барабанщик SMM), которые как раз исполняют музыку с очень сильными этническими влияниями, это In The Labyrinth и Orient Squeezers…

- Да, кстати, должен заметить, что Ensemble Nimbus в Швеции абсолютно неизвестны. Если вы приедете в нашу страну и спросите "Кто такие Ensemble Nimbus?", то вы не найдете никого, кто смог бы вам ответить (смеется). Кажется, за все время у них был только один концерт, и про них действительно никто не знает.

- То есть это практически студийный проект?

- Да, и я бы сказал так - это своего рода "Интернет-проект", потому что в основном они продают свои диски через Интернет.

- Я читал интервью с участниками одной из современных шведских прогрессивных групп, Isildurs Bane, и они говорили, что в Швеции само государство поддерживает различные некоммерческие группы, например, такие, которые играют джаз, фьюжн, авангардную или экспериментальную музыку, и прогрессивный рок в том числе. Такая государственная поддержка действительно существует?

- Вы правы, это так, но разумеется, это касается далеко не всех исполнителей подобной музыки. Только отдельные получают такую поддержку от государства, их не слишком много, но они действительно есть.

- В том интервью я читал, что без государственных субсидий многие группы просто не могли бы существовать и наверняка шведская прогрессивная сцена не была бы столь обширной и разнообразной.

- Да, определенно. Кстати, Lars (Hollmer) как раз получает субсидии от государства на запись своих сольных альбомов, поскольку они очень плохо продаются… но еще раз скажу, что далеко не все прогрессивные группы имеют возможность пользоваться такими субсидиями.

- Тем не менее, это замечательно, что государство оказывает поддержку хотя бы некоторым прогрессивным командам. В России государство никаким образом не поддерживает прогрессивный рок...

- Я думаю, многое здесь зависит от того, что в нашей стране существуют определенные традиции в этой области. Наше государство на протяжении очень многих лет оказывает поддержку различным музыкантам, которым необходима такая помощь. Ведь в конце концов это вопрос культурного богатства страны. Культура - это то, что является лицом нации, и поэтому это очень важная вещь. Я уверен, что в России это лишь вопрос времени, и когда-нибудь и у вас государство будет тоже уделять гораздо больше внимания поддержке такого рода музыки. Ведь ситуация в вашей стране тоже меняется… Я помню, когда я приезжал сюда 9 лет назад, все было совсем по-другому…

- Значит, вы уже не в первый раз в Москве?

- Да, я уже был здесь, но тогда я был в составе одной блюзовой команды. Мы играли вместе с вашей "Лигой Блюза". Тогда у вас было намного хуже, и в Москве в то время практически не было таких вот клубов, где музыканты могли бы выступать. Теперь здесь стало гораздо лучше. Я думаю, ситуация в России будет и дальше улучшаться, и государство тоже будет поддерживать разного рода некоммерческую музыку. В Швеции это уже действительно своего рода традиция. Впрочем, сравнивать наши страны очень сложно, они совершенно разные. Хотя у Швеции довольно большая территория, но там живет всего 8 миллионов человек, и это совсем не так, как в России… какое у вас население? около 150 миллионов? Вот видите, у вас совсем другая страна, и разница между Швецией и Россией очень велика… но я надеюсь, и у вас все будет меняться к лучшему.

- Косте, как вы считаете, реально ли в наше время играть такую сложную некоммерческую прогрессивную музыку, как у Samla Mammas Manna, и зарабатывать себе на жизнь, занимаясь только этим?

- О, конечно, нет. Поэтому каждый из нас занимается чем-то еще. Я, помимо прочего, иногда пишу музыку для фильмов, телевидения, радио. Например, я сотрудничал с одним очень известным шведским фотографом, Леннартом Нилссоном (Lennart Nilsson), он снял фильм научного плана, это всемирно известный фильм, называется "The Miracle Of Life"… ему удалось снять, что происходит внутри организма человека, как развивается человеческий эмбрион, и другие процессы… Я написал музыку для этого фильма. А Samla Mammas Manna в таком виде, как она существует сейчас - это своего рода "независимый" проект. Но вообще реально зарабатывать деньги и играя музыку, тут дело в том, какую музыку исполнять, например, когда мы в конце 70-х играли с Jukka Tolonen, мы часто выступали, и это позволяло зарабатывать вполне неплохие деньги.

- Куда вы направляетесь после этих двух московских концертов?

- Сейчас мы полетим на север России, мы будем играть на фестивале в городе Нарьян-Мар. Потом нам предстоит поездка в Японию.

- В Японии вы будете играть в таких же небольших клубах, как этот, или это будут какие-нибудь залы побольше?

- О, я даже не знаю (смеется), думаю, это будет известно уже на месте.

- На вчерашнем концерте вы в одной своей шутке упомянули Аллу Пугачеву, откуда вы про нее знаете? Неужели ее знают в Швеции?

- Да, вообще-то там о ней знают, ее показывали по шведскому телевидению, и можно сказать, что у нас она довольно известна (улыбается).

- Косте, спасибо за ответы на вопросы, удачи вам!

- Всего хорошего!

Из беседы с Lars'ом Hollmer'ом:

- Ларс, каким образом в Samla Mammas Manna сочиняется музыка? Происходит ли это спонтанно, когда вся группа собирается на репетициях, или как-то иначе?

- Да, как правило, многое появляется именно так, когда мы играем вместе. Например, в моем проекте Global Home Project - там все по-другому, там я один отвечаю за написание музыки, и это совсем другой подход, но музыка SMM всегда была результатом коллективного творчества. Так было в 70-х, и когда мы снова собрались, чтобы записать альбом "Kaka", мы решили и дальше следовать этой традиции. Так что идеи здесь исходят от всех участников группы. Кстати, сегодня бoльшая часть музыки, которую мы играли, была именно с альбомов 70-х годов.

- А бывает ли такое, что некоторые музыкальные фрагменты как бы заранее сочиняются кем-то одним из вас, а уже потом, на репетиции, вы комбинируете различные фрагменты, и из таких кусочков складывается будущая композиция?

- Да, безусловно, такое часто бывает. Это может быть какая-нибудь тема, которую приносит один из нас, потом к этому добавляется еще что-то, и так далее, и в результате получается готовая вещь.

- Когда я слушаю альбомы SMM 70-х годов, особенно "Maltid" или "Klossa Knapitatet", у меня иногда возникают ассоциации с музыкой так называемых canterbury-групп. Это касается и некоторых моментов в звучании, и того, как написана музыка, и вашего чувства юмора, в конце концов. Что вы об этом думаете?

- Да, я понимаю, о чем вы говорите. Дело в том, что мы изначально шли разными путями, независимо друг от друга. Тогда, в начале 70-х, мы попросту ничего не знали о тех группах, мы не слышали их музыку, а они ничего не знали про нас. Получилось так, что мы шли каждый своей дорогой, но в итоге мы пришли к результатам, которые оказались в чем-то похожими друг на друга. Знаете, мне это кое в чем напоминает ситуацию с "Rock In Opposition". Например, Henry Cow, Univers Zero и Samla Mammas Manna - мы все играли разную музыку, не похожую друг на друга. В этом и была идея, то есть мы не были конкурентами, а наоборот, мы двигались каждый сам по себе, но при этом все вместе делали общее дело. Поэтому и появилось движение RIO, тем самым мы могли помогать друг другу… это касалось и организации концертов, и помощи при записи альбомов. Например, Michel Berkmans из Univers Zero играл в Von Zamla. Но даже если мы не играли с кем-то вместе, например, мы никогда не играли вместе с Chris'ом Cutler'ом, и в то же время мы все равно как бы играли вместе - но на расстоянии, то есть мы все равно делали что-то общее.

- После альбома "Klossa Knapitatet", когда пришло время записывать очередной альбом, почему вы решили сотрудничать с композитором Gregory Allan'ом Fitzpatrick'ом (который в итоге написал всю музыку к следующему альбому "Snorungarnas Symfoni") вместо того, чтобы самим писать музыку?

- Честно говоря, не могу сказать, что я остался в восторге от этой идеи. Это был своего рода эксперимент, я бы не сказал, что он не удался, но "Snorungarnas Symfoni" звучит совсем не так, как ранние альбомы, да вы наверняка и сами это замечали. Это была уже как бы не совсем Samla Mammas Manna. Пожалуй, все это послужило причиной того, что тот, первый состав SMM перестал существовать после записи этого альбома. С другой стороны, сейчас я понимаю, что на тот момент какие-то перемены были просто необходимы. В результате в группу пришли новые люди, соответственно изменилась и наша музыка. Но самое главное, я хочу сказать, что все это был естественный процесс… Жизнь продолжается.

- Спасибо за ответы, Ларс, надеемся снова увидеть вас в Москве или где-нибудь еще… Вдруг в следующий раз вы приедете к нам, скажем, с Ensemble Nimbus?

- Да, все возможно. Может быть, это будут они, а может, какой-нибудь другой проект.

- Ведь жизнь продолжается? :)

- Именно так (улыбается). Удачи вам!

Taurus
5.09.02

Сайт управляется системой uCoz